Двигатель Caterpillar 3116

Caterpillar 3116 — 6-цилиндровый, рядный дизельный двигатель с турбонаддувом, мощность в зависимости от модификации: 170 — 275 л.с. Отвечает нормам экологичности Euro-2.
Устанавливается на спецтехнику, грузовую технику и автобусы. В России наибольшее количество двигателей Caterpillar 3116 можно встретить на автобусах марки ЛиАЗ. Опыт ремонта и эксплуатации показывает высокую надежность и экономичность данных двигателей.

Двигатель Caterpillar 3116Cat 3116 рабочим объемом 6,6 л был выбран для установки на российские автобусы как двигатель, уже на стадии проектирования рассчитанный на особо тяжелые условия работы. Под особо тяжелыми условиями подразумевалась продолжительная работа с максимальной нагрузкой в «рваном» режиме городского движения, когда частые остановки автобуса сопровождаются быстрым набором скорости. При этом тепловой режим двигателя постоянно является напряженным.

К важнейшим требованиям можно отнести достижение максимальной эластичности, когда максимум крутящего момента достигается на малых и средних оборотах, в сочетании с минимальными массой двигателя и объемом его технического обслуживания. Долговечность дизеля до капитального ремонта должна была составлять не менее 900 тыс. км при установке его на грузовой автомобиль средней грузоподъемности или автобус.

Основные детали 3116 носят явный отпечаток перечисленных требований. Блок цилиндров представляет собой очень прочную конструкцию, отлитую из легированного чугуна. Удлиненная нижняя часть картера, а также увеличенная толщина поперечных перемычек, передней и задней стенок обеспечивают длительную работу при перегреве без какой-либо деформации. Коленчатый вал из кованой стали с индивидуальной закалкой отличает значительно больший, чем у многих дизелей-конкурентов, диаметр коренных опор, что снизило износ и повысило надежность мотора, а также и его долговечность.

Cat 3116 комплектуют компактными насос-форсунками, изготовленными с высокой точностью. Отсутствие наружных топливопроводов высокого давления повысило надежность дизеля и точность регулирования режима и дозы впрыскивания топлива. Малая масса двигателя, составляющая всего 540 кг, является дополнительным его достоинством с точки зрения размещения в задней части автобуса. Диапазон возможных исполнений по мощности: 170, 185, 200, 215, 230, 250 и 275 л.с.

Технические характеристики

Тип двигателя дизель, 4-тактный, верхнеклапанный, жидкостного охлаждения
Число цилиндров 6
Расположение цилиндров рядное
Диаметр цилиндра, мм 105
Ход поршня, мм 127
Рабочий объем, л 6,6
Диапазон мощности двигателя 170–275 л.с.
Крутящий момент (для модификации в 170 л.с.) 673 Нм при 1560 об/мин
Степень сжатия 16:1
Система впуска турбо нагнетание с охлаждением воздуха
Объем системы охлаждения 13,2 л
Объем системы смазки 28 л
Вес (сухой) 540 кг
Направление вращения маховика против часовой стрелки