Автомобильные герметики для кузова

Ни один ремонт кузова не обходится без специального шовного герметика. Эта смесь неотъемлемое приспособление, без которого защитить стыки между деталями транспортного средства должным образом нельзя. Нанесение герметика имеет ряд особенностей и нюансов, которые важно учитывать, чтобы ремонтные работы были выполнены качественно.

В этой статье речь пойдет о том, для чего нужен шовный автогерметик, как его правильно наносить, какие бывают разновидности клеящих смесей и о другой полезной информации.

На что обратить внимание при выборе герметика

Перед тем как перейти к выбору шовного герметика для кузова необходимо определиться с ответом на вопрос о том, для чего он нужен. Еще на стадии производства кузова в заводских условиях производитель обрабатывает его поверхность специальными составами, которые предназначены для защиты ее от мелких механических повреждений и коррозии. Особенно это касается различных стыков, углублений, сварных швов и прочих переходных поверхностей.

Использование герметика для кузова в ремонтных мастерских (или в гаражных условиях) обусловлено теми же целями. После проведения ремонта или замены какой-либо кузовной детали стыки необходимо тщательно обработать, чтобы защитить кузов от коррозии (как жидкостной, так и электролитической), а также мелких механических повреждений.
На основании этого можно сформулировать критерии, которым должен соответствовать кузовной герметик:

  • Долговечность. Герметик должен как можно дольше (в идеале весь срок эксплуатации машины) не терять свои эксплуатационные свойства.
  • Эластичность. Многие швы имеют не прямую, а изогнутую форму. Соответственно, в застывшем состоянии герметик для сварных швов автомобиля должен быть эластичным. Кроме этого, кузов автомобиля во время его движения постоянно поддается вибрации, соответственно, в таких условиях средство также должно нормально выполнять свои функции.
  • Высокая адгезия. Это свойства герметика, позволяющее ему сцепляться с поверхностью, на которую он нанесен (причем, это не всегда чистый металл).
  • Стойкость к внешним факторам. В частности, к воздействию влаги, ультрафиолета, технологических автомобильных жидкостей (топлива, масла, тормозной, омывающей жидкости и прочих), перегреву и переохлаждению.
  • Возможность покраски. Все шовные герметики делятся на такие, которые можно красить (наносить на них лак), и которые красить нельзя.

Чем лучше будет герметик для обработки сварных швов удовлетворять перечисленным требованиям — тем лучше будут защищены как сами швы, так и кузов автомобиля в целом.

Классификация автомобильных герметиков

Все герметики для металлических швов на автомобильных кузовных деталях можно разделить по двум категориям — по составу и по методу нанесения. Метод нанесения во многом определяет не только удобство работы, но и принадлежность средства к профессиональному классу.

По составу

Все средства для кузова можно разделить на пять групп — акриловые, анаэробные, силиконовые, полиуретановые, битумные. Поговорим о каждом поподробнее.

Смеси на основе акрила

Если трудно определиться с тем, какой кузовной герметик все же приобрести, внимание следует уделить акриловому составу. Акриловые герметики готовятся на основе полимерных композиций.

Лучше всего применять такие средства для пористых, шершавых материалов и стабильных узлов, швов.
Плюсы:

  • Хорошая адгезия;
  • Шов получается пластичным и гибкими, по этой причине не боится деформации;
  • После высыхания можно окрашивать и лакировать, наносить эмали, грунтовки и т. д.

Минусы:

  • Надежен к механическому воздействию, в связи с чем, шов может отслоиться при сильной вибрации или ударных нагрузках.

Анаэробные герметики

Подобные средства легко отличить от остальных: они имеют жидкую текстуру, благодаря которой получили название «жидкая прокладка». Герметик распределяется внутри полостей и самых мелких трещинок, а застывает только после прекращения контакта с кислородом. Обладают очень высокой прочностью, однако посредственной эластичностью (могут растрескаться при сильной тряске).

Анаэробные составы используются для ремонта небольших участков — при нанесении на крупные площади анаэробные герметики не застывают. Чаще всего составы применяются профессионалами, ведь их нужно правильно наносить и строго соблюдать инструкцию.
Плюсы:

  • Отлично проявляют себя при работе с маленькими швами;
  • Высокая прочность, хорошие защитные свойства.

Минусы:

  • Не подойдут для работы с большими площадями;
  • Могут растрескиваться при сильных вибрациях.

Силиконовые герметики

Считаются оптимальным вариантом для домашнего ремонта металлических изделий. Обычно средства наносятся из тубы с длинной насадкой. Ими можно заполнить неровности глубиной до 6 мм.
Плюсы:

  • Хорошие технические свойства — сохраняют прочность и эластичность в течение долгого времени;
  • Низкая цена, продается в любых магазинах и онлайн;
  • Такие герметики легко наносятся;
  • Непроницаем для влаги;
  • Не боится перепадов температур, можно использовать на морозе;
  • Быстро застывает — за 10-15 минут;

Минусы:

  • Не годятся для заделки мелких швов и дефектов поверхности.

Полиуретановые составы

Данные герметики являются самыми популярными на рынке, выпускаются в огромном ассортименте.Такие составы имеют вязкую консистенцию, быстро схватываются с поверхностями и затвердевают после нанесения, качественно герметизируют швы.
Плюсы:

  • Эластичность, достигающая 1000%;
  • Хорошая адгезия с разными материалами: деревом, стеклом, пластиком, металлом;
  • Устойчивость к ультрафиолету, влажности, температурным перепадам от -60 градусов до +80, слабым щелочам и кислотам;
  • Быстрая полимеризация при контакте с влажным воздухом;
  • Возможность окрашивания;
  • Нет выделения опасных летучих веществ после затвердевания;
  • Состав не растекается в процессе нанесения.

Минусы:

  • Наличие едких соединений в составе (нужно работать в респираторе);
  • Необходимость предварительного грунтования поверхностей;
  • Подверженность влиянию температур от 120℃.

Битумные смеси

Представлены в виде составов на основе битума с добавлением модификаторов, наполнителей, ускорителей адгезии. На вид выглядят как паста темного цвета. Такой герметик для сварных швов автомобиля применяется редко, а вот для тюнинговых работ его используют активно.
Плюсы:

  • Не требуют тщательной подготовки поверхности, удобно наносятся и быстро сохнут;
  • Подходят для большинства материалов, в том числе, для любых металлов;
  • Хорошо переносят прямой контакт с водой и могут использоваться во влажной среде.

Минусы:

  • Плохо поддается окраске, лакированию.

По способу нанесения

Определить, как именно наносится герметик, можно по его текстуре и типу упаковки, а также метод нанесения всегда указывается в инструкции по применению состава. Всего выделяют четыре класса герметиков.

Распыляемый влагоотверждаемый герметик

Эти герметики делятся еще два типа — однокомпонентные (сразу готовые к использованию) и двухкомпонентные, то есть, такие, которые нужно предварительно приготовить для использования. Однако более распространены именно однокомпонентные.

Наносятся такие средства на обрабатываемую поверхность специальным распылителем-пистолетом. Составы быстро застывают на воздухе под действием влажности и формируют очень прочный шов. Распыляемыми герметиками удобно работать на больших площадях, а также в труднодоступных местах (например, днище, колесные арки,моторный отсек, багажник, удаленные швы и поверхности).

Герметик с кистевым нанесением

Такие составы делают на основе силикона, нитрорезины. Обычно они поступают в продажу в банках или канистрах больших объемов, соответственно, зачастую применяются для обработки машины в условиях автосервиса. Герметиками можно заделать стыковочные и сварные швы, приклеить перемычки, ароматизаторы, поддоны, загерметизировать багажник, колесные арки. Обычно средства выпускаются в белом, сером, черном цветах. Они наносятся кисточкой, сохнут буквально за 10 минут и сразу могут подвергаться окрашиванию.

Лента-герметик

Нанесение герметика на авто нередко требует большой сноровки, иначе шов не получится идеально ровным. Если уверенности в собственном умении нет, применяется лента, которая очень проста в использовании. Ленточный герметик не надо смазывать клеем – он уже имеет клеевую основу. Гибкость позволяет применять материал в любых местах во время кузовного ремонта. Сразу после приклеивания ленту можно окрашивать – сушки она не требует.

Однако такой лентой вряд ли будет удобно герметизировать длинные сварные швы, тем более, если они имеют повороты. Соответственно, с помощью ленты-герметика лучше всего обрабатывать небольшие их участки.

Выдавливаемые герметики в тубе

Они делятся на два типа — ручные и «под пистолет», соответственно, реализуются в тубах и картриджах. Чтобы заделать стыки или швы вручную материал нужно выдавить на палец или подручный инструмент и нанести на обрабатываемую поверхность. При применении пневматического или механического пистолета с картриджем шов будет более равномерным. Ручной герметик для швов авто лучше использовать, если площадь обработки небольшая, а пистолет — если нужно обработать длинный шов.Обычно подобные средства используют для герметизации швов капота, внутренних частей дверей, моторного отсека, багажника.

Популярные продукты

Чтобы выбрать хороший автомобильный герметик для швов, стоит обратить внимание на самые известные и качественные товары, представленные на рынке.

Merbenit XS55: Однокомпонентный высокопрочный клей-герметик. Отличается очень большой прочностью, выдерживает удары, вибрацию. Защищает от влаги и ультрафиолета.

Может быть окрашен.

Реализуется в белом, сером и черном цвете.

Body 999: Однокомпонентный герметик на основе каучука и синтетических смол.

Может быть окрашен.

Обратите внимание, разрушается под действием ультрафиолета!

Реализуется в картридже и банке под кисть.

ЗМ 08537: Герметик для нанесения кистью.

Устойчив к технологическим жидкостям и влаге.

После высыхания может быть окрашен.

Реализуется в картридже и банке.

Teroson Terostat 9320: Герметик с системой распыления, наносится с использованием пистолета.

Имеет шумопоглощающие свойства.

Может наноситься на лакированные и чистые поверхности.

Устойчив к ультрафиолету.

Novol Gravit 630: Однокомпонентный полиуретановый герметик для заделки швов в металле. Устойчив к влаге, ультрафиолету, технологическим жидкостям. Нанесение лака допускается через 2 часа после заделки герметиком швов.

Reoflex Brush Sealant: Шовный кистевой герметик (наносится кистью).

Обладает шумопоглощающими свойствами.

На воздухе при температуре +20°С высыхает за 6 часов.

Bool: Полиуретановый клей-герметик для швов.

Выпускается в картриджах под пистолет объемом 310 мл.

Можно красить всеми видами лаков.

Средство реализуется в белом, бежевом, черном цветах.

APP PU-50: Полиуретановый однокомпонентный герметик белого цвета.

Может быть использован с различными материалами — металлом, пластмассой, стеклом.

Может быть окрашен эмалью.

Как наносить герметик

Нанесение автогерметиков имеет свои нюансы. Для получения качественного результата перед нанесением обязательно необходимо:

  • Подготовить поверхность перед работой — тщательно очистить, удалить ржавчину, обезжирить;
  • Для усиления адгезии зачистить основания красным скотч-брайтом;
  • Провести грунтование поверхности специальными грунтами по металлу, если эта мера указана в инструкции к герметику.

Для заделки швов нужно подготовить состав: при необходимости развести либо распечатать тубу, вставить картридж в пистолет, открыть упаковку с лентой. Также для работы может потребоваться шпатель, кисть. После надо нанести состав на область будущего шва, действуя с одинаковой скоростью по всей его длине – это поможет сделать стык ровным, наподобие заводского.

Излишки герметика следует сразу убрать шпателем или пальцами. Если состав при этом сильно липнет, можно немного сбрызнуть его водой. В дальнейшем разрешается произвести окрашивание шва, но только по истечении времени, которое указано производителем. Обычно это становится возможным после полной полимеризации герметика.

Как правильно удалить герметик

При неправильном нанесении состава или наличии старого герметика возникает необходимость убрать и выполнить работу заново. Очистить шов можно двумя способами: механически и химически.

Механический способ используют для очищения скрытых швов, которых не видно – убирают слой материала острым шпателем, ножом, пемзой, наждачной бумагой. Некоторые герметики при нагревании становятся мягкими, и их можно убрать с помощью фена и подручного инструмента.

Химический метод применяют на видных местах, чтобы не поцарапать основание. Герметик смачивается уайт-спиритом или ацетоном, а затем размягченный состав аккуратно отделяется ножом.

После подготовки основания можно наносить новый слой герметизирующего средства, соблюдая инструкцию производителя.