Прокладка и монтаж дюкера

Технология горизонтально-направленного бурения (ГНБ) стала прекрасной альтернативой традиционной укладки трубопроводов по дну водоёмов. Сварка труб производится на одном берегу, буровой комплекс находится на другом. Применение метода ГНБ для монтажа дюкеров обеспечивает ряд важных преимуществ:

  • сокращаются расходы на строительство за счёт более сжатых сроков выполнения работ, отсутствия на стройплощадке спецтехники и дополнительной рабочей силы;
  • не требуется проводить операцию размыва берегов и последующих работ по берегоукреплению, строительству и эксплуатации сооружений специального назначения;
  • сокращаются эксплуатационные расходы на ремонт трубопровода и контроль его состояния в процессе эксплуатации;
  • на месте монтажа дюкера сохраняется природный ландшафт, не наносится вред экологии, флоре и фауне, не размываются берега и донные отложения водоёмов;
  • минимизируется возможное негативное воздействие на условия жизни людей в непосредственной близости от строительной площадки.


Часть трубопровода, которая проходит через водное препятствие – реку, овраг, канал, а также пересекает подземные сооружения, может быть проложена в виде дюкера – изогнутого горизонтального участка трубы, минующего препятствие по дну водоема или ниже. Дюкерные трубы – это система, работающая под напором, не позволяющим проводить осмотр. Поэтому на стадии укладки предпринимается ряд мер для обеспечения свободного движения жидкости, в частности:

  • на одном или обоих концах конструкции сооружаются осадочные колодцы, улавливающие грязь и снабжённые решётками;
  • устраиваются приспособления, обеспечивающие промывку труб.

Чтобы трубопровод при пересечении реки не пострадал, укладка труб производится в траншею, вырытую на глубине, обеспечивающей нормальное судоходство. В настоящее время для монтажа используются преимущественно стальные дюкеры, трубы соединяются сваркой, сам процесс проходит в несколько этапов:

  • разрабатывается траншея на дне реки;
  • монтируется трубопровод;
  • трубы укладываются в подводную траншею;
  • проводятся гидравлические испытания.

Прокладка дюкеров

Способ прокладки подводной траншеи зависит от условий местности. Пересечение больших судоходных рек чаще всего сопровождается применением дноуглубительных снарядов – землесосов и землечерпалок. В некоторых случаях разработка подводных траншей проводится с применением скреперной установки, в состав которой входят бездонный ковш и тросы, приводящие его в движение за счёт вращения барабанов на лебёдке, установленной на берегу. Для разработки береговых участков используются другие механизмы. Направление донной траншеи должно быть прямолинейным, допустимы изломы с радиусом кривизны не менее 400 метров.

Сборка стальных труб производится непосредственно на берегу с помощью сварки и усиливающих муфт. Гидравлические испытания трубопровода проводятся после каждого цикла сварки, а также после монтажа дюкера перед засыпкой траншеи. Для защиты металла от коррозии трубы покрываются битумной изоляцией.

Наиболее распространённый вариант укладки трубопровода – протаскивание. Метод подразумевает укладку на берегу узкоколейного рельсового пути такой же длины, что и трубопровод, по направлению оси дюкера. На него устанавливаются вагонетки с загруженным на них трубопроводом с заглушками на концах труб. С другого берега лебёдкой или трактором дюкер стаскивается в воду и укладывается на дно вырытой траншеи. Монтаж труб диаметром более 40 см обычно производится с понтонов, с них же укладывают дюкеры при проходе очень широких рек, озёр, проливов, когда протащить трубопровод с берега невозможно.

Подводные переходы

Основные требования к подводным переходам трубопроводов:

  • прокладка осуществляется перпендикулярно к оси водного потока;
  • укладываются трубы диаметром от 150 мм в 2 нитки;
  • места перехода укрепляются наброской из камней или железобетонными плитами;
  • восходящая часть дюкера должна иметь не более 20° наклона к горизонту;
  • верхняя часть трубы по вертикали не должна быть выше 1 метра от дна реки при возможном размыве;
  • при прохождении реки, используемой в хозяйстве-питьевом водоснабжении и разведении рыбы, необходимо согласование санитарно-эпидемиологической службы, рыбоохранных органов, а для судоходных рек – Министерства речного флота;
  • границы перехода дюкера определяются горизонтом высоких вод, на них устраиваются колодцы, переключатели с задвижками, во входных/выходных камерах канализационных сетей, а также на аварийном выпуске устанавливаются затворы;
  • сооружение аварийных выпусков согласовывается с СЭС, охраной рыбных запасов, другими контролирующими органами;
  • исполнительная техническая документация составляется по результатам обследования уложенных переходов водолазами.

При монтаже подводной части дюкера важно соблюдение последовательности операций:

  • составление проектно-сметной документации;
  • привязка проекта к местности, рекогносцировка района строительства, принятие трассы с закрепляющими знаками у заказчика;
  • разработка и утверждение плана проведения работ (ППР);
  • уточнение минимального и максимального уровня воды, продолжительность разлива, ширины водоёма при разных уровнях, организация временного поста замера воды в зоне проведения работ;
  • контрольные промеры глубины по створу, организация телефонной связи между бригадами на разных берегах.

Метод проведения работ зависит от следующих факторов:

  • геологическое строение, рельеф берегов и дна;
  • гидрогеологические и гидрологические особенности водоёма и поймы;
  • размеры перехода – длина, количество, диаметр и масса ниток;
  • скорость течения, распределение по сечению;
  • ширина и глубина водоёма в месте перехода, уровни воды в максимально высокой и минимально низкой точке в паводки и между ними, продолжительность стояния, время установки;
  • глубина заложения трубопровода;
  • наличие необходимой спецтехники и её технические возможности;
  • строительная нагрузка на трубопровод, возникающие при укладке напряжения;
  • плавучесть конструкции.

План проведения работ разрабатывает подрядчик, выполняющий строительство. В него входят графики производства операций, перечень необходимых инструментов и механизмов, расчёты, обоснования и т.д.

Добавить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *